Консультация для родителей.
С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.
А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать,
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.
М.Л. Матусовский.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения –
одна из самых актуальных задач нашего времени.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного
возраста – одна из задач нравственного воспитания , включающая в себя
воспитание любви к близким людям, к детскому саду, родному городу и родной
стране.
Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному краю и
родной стране. Любовь к родному городу, поселку, гордость за свою страну имеют
огромное значение для развития личности ребенка. Без любви к Родине и уважения
ее истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота своей
Родины, сформировать у детей чувство собственного достоинства,
положительные качества личности.
Дети должны понять, что они являются частью народа огромной и богатой
страны, что они граждане России, маленькие россияне. Для этого лучше всего
знакомить детей с малой родиной – местом, где они живут. Дети должны знать тот
район, в котором они живут, видеть красоту тех улиц, по которым проходят каждый
день. Затем нужно подводить к пониманию того, что город – часть большой страны,
а дети – жители России, ее граждане. Гражданин – житель страны, который
признает ее законы (правила поведения), потому что он любит свою страну.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к
родному городу, родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы
по ознакомлению детей с родным городом и родной страной.
Такие чувства не могут возникнуть сами по себе. Это результат
длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка.
Знакомство дошкольника с родным городом и родной страной - процесс длительный и
сложный. Он не может проходить от случая к случаю.
Чувство патриотизма включает в себя следующие параметры:
- чувство привязанности
к местам, где человек родился и вырос;
- уважительное
отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах
родины;
- гордость за
социальные и культурные достижения своей страны;
- уважительное
отношение к историческому прошлому своего народа, его обычаям и традициям;
- стремление посвятить
свой труд на благо могущества и расцвета родины.
Любой край, область, город имеют свои особенности. В каждом месте своя
природа, свои традиции и свой быт. Родной город... Надо показать ребенку,
что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями,
памятниками.
Какие
сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на
которой находится детский сад.
Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены
на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их
назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
Диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников
расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности,
исторические места и памятники.
Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы,
прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Объясните детям, что
у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого
необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где
каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них
слаженности, взаимопомощи, знания своего дела.
В нравственно-патриотическом воспитании
огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На
конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников
Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо
привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной",
"любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой
подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому,
что любим свою Родину.
Не случайно К.Д. Ушинский подчеркивал, что "... воспитание,
если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным".
Задача родителей — отобрать из массы впечатлений,
получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома
(детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и
т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими,
образными, конкретными, вызывающими интерес.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Семья – это
возникающая на основе брачного союза начальная организация членов общества,
связанных между собой родственными и экономическими отношениями, совместно
живущих и несущих друг за друга моральную ответственность. На протяжении всей
истории человечества семья была хозяйственно-экономической ячейкой общества и
служила целям подготовки детей к определенным ролям в обществе.
Недостатки
семейного воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между
родителями и детьми: излишняя суровость или чрезмерная любовь к ребенку,
отсутствие или недостаточность надзора за ним, низкая общая культура родителей,
дурной пример с их стороны в быту и т. п.
Л. Н. Толстой был сторонникам семейного воспитания и обучения детей
дошкольного и раннего школьного возраста. Воспитание детей он считал одной из
самых важных задач и обязанностей родителей.
Главным условием первоначального семейного воспитания детей Лев
Николаевич считал здоровый семейный уклад, согласие родителей, взаимное
уважение между ними, единый подход их к детям и делу воспитания, примерное
поведение отца и матери, постоянное нравственное самоусовершенствование их, близость,
тесное общение родителей с детьми
Условия правильного воспитания детей в семье:
Авторитет и личный пример родителей.
Под
авторитетом следует понимать глубокое уважение детьми родителей, добровольное и
сознательное выполнение их требований, стремление подражать им во всем и
прислушиваться к их советам. На авторитете основана вся сила педагогического
влияния родителей на детей. Но он не дается от природы, не создается
искусственно, не завоевывается страхом, угрозами, а вырастает из любви и
привязанности к родителям. С развитием сознания авторитет закрепляется или
постепенно снижается и отражается в поведении детей. Воспитательная сила
личного примера родителей обусловлена психологическими особенностями детей
дошкольного возраста: подражательностью и конкретностью мышления. Дети
безотчетно склонны подражать и хорошему, и плохому, больше следовать примерам,
чем нравоучениям. Поэтому так важен требовательный контроль родителей за своим
поведением, которое должно служить детям образцом для подражания.
Положительное
влияние примера и авторитета родителей усиливается, если нет расхождений в
словах и поступках родителей, если требования, предъявляемые к детям, едины,
постоянны и последовательны. Только дружные и согласованные действия дают
необходимый педагогический эффект. Важным в создании авторитета является также
уважительное отношение родителей к окружающим людям, проявление к ним внимания,
потребность оказывать помощь.
Авторитет
родителей во многом зависит и от отношения к детям, от интереса к их жизни, к
их маленьким делам, радостям и печалям. Дети уважают тех родителей, которые
всегда готовы их выслушать и понять, прийти на помощь, которые разумно сочетают
требовательность с поощрением, справедливо оценивают их поступки, умеют
своевременно учесть желания и интересы, наладить общение, способствуют
укреплению дружеских отношений. Детям нужна разумная и требовательная
родительская любовь.
Педагогический такт родителей.
Авторитет
родителей поддерживается их педагогическим тактом. Педагогический такт- это
хорошо развитое чувство меры в обращении с детьми. Он выражается в умении найти
наиболее близкий путь к чувствам и сознанию детей, выбрать эффективные
воспитательные меры воздействия на их личность, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности, конкретные условия и обстоятельства. Он
предполагает соблюдение равновесия в любви и строгости, знание действительных
мотивов поступков детей, верное соотношение требовательности с уважением к
достоинству личности ребенка.
Такт
родителей тесно связан с тактом детей- с ответным чувством меры в поведении,
основанном на чутком и внимательном отношении к людям. Вначале он проявляется
как подражание, вызванное примером старших, а позже становится привычкой вести
себя тактично.
В понятие
культурного быта включаются правильные взаимоотношения между членами семьи,
уважение друг друга, а также разумная организация всей жизни семьи. При этом
дети учатся самостоятельно рассуждать и оценивать факты и явления, а родители
передают им жизненный опыт, помогают утвердиться в правильном суждении и
ненавязчиво направляют их мысли. Беседы с ребенком в свободной и сердечной
атмосфере создают близость между родителями и детьми и становятся одним из средств
родительского влияния.
Неполадки в
воспитании часто возникают там, где общая жизнь семьи недостаточно
организована. Отрицательно сказываются на характере и нравственных качествах
детей и пережитки старого быта, сохранившиеся в некоторых семьях: неправильное
отношение к женщине, алкоголизм, предрассудки и суеверия.
На
воспитание детей в семье влияют и внешние условия: культура домашней
обстановки, соблюдение гигиенических, общекультурных и эстетических требований.
Консультация для родителей
Семья – единый организм.
Об этом мы можем узнать из разговоров с детьми, рисунков и
детских сочинений, а можно вспомнить своё детство, вспомнить родительский дом.
У каждого из нас он свой, но есть и то общее, что связывает нас всех: здесь
сказали свои первые слова, сделали первые шаги и совершили первые в своей жизни
открытия. Дом – начало начал. Здесь рождается Любовь и Ненависть,
Добро и Зло, Хамство и Порядочность; Невезение и Успех берут своё начало тоже
здесь. Во всех испытаниях и бедах родной дом – убежище для души. Каждый дом
похож на своих создателей.
В семье ребёнку нужны оба родителя – любящие отец и мать. Они
как две ноги, на которых он идёт по жизни. Как же идти по жизни ребёнку, если у
него нет одного из родителей? Ребёнок должен знать своих родителей, даже
если они не живут вместе. А нерешённые супружеские проблемы, хотя и спрятанные
под семью замками, способствуют появлению психологических проблем у ребёнка.
Нарушение эмоционального состояния ребёнка, его “плохое” поведение, является
симптомом других семейных болезней. Самая хорошая профилактика – оздоровление,
улаживание супружеских отношений, решение собственных проблем. Они не
изолированы, а прямо вплетены в ваши отношения с ребёнком. Ваши супружеские и
собственные проблемы – не только ваше личное дело, но важный фактор развития
личности вашего ребёнка.
Считается, что дети – это маленькие взрослые, просто размером
поменьше и с опытом покороче. Веками к ним так и относились: растили,
воспитывали, иногда баловали, но в целом исходили из правил “ты должен” и
“делай, как я”, поэтому многие поколения родителей растили детей так же, как
растили их самих - по стандарту, по
трафарету. Дети терпели и росли. Находились правда такие, которые упорно
выбивались из этой наезженной колеи. Но судьба большинства из них оказалась незавидной:
их брали в оборот, и так или иначе приводили к общему знаменателю. Те, которые
не перевоспитались, уже вполне самостоятельно шли двумя путями: или опускались
на дно, или становились первопроходцами (в науке, в искусстве, в семейной
жизни). Но наступили времена, когда взрослые вдруг с изумлением обнаружили, что
дети – другие, у них интересы другие, потребности другие, и вообще –голова у
них работает как –то иначе. Человек не бывает так деятелен, пытлив и
инициативен, как в детстве.
“Необходимо больше быть с детьми”, - пишут в многочисленных
педагогических статьях. Однако, если спросить ребёнка, сколько времени в
выходной он провёл с мамой или папой, он вряд ли будет точен. Зато он подробно
расскажет, что именно он делал с родителями и было ли ему приятно.
Ребёнку важно не количество проведённого в с ним времени, а
как оно проведено.
Иногда десять минут, проведённые в сердечной беседе, для
ребёнка значат гораздо больше, чем целый день, проведённый вместе с вами.
Ребёнок получает удовольствие от совместного общения, он чувствует, что вы его
любите, и сам начинает испытывать к вам более тёплые чувства.
Великое искусство - жить вместе, любя друг друга нежно. Это
должно начинаться с родителей.
Существует притча:
Глухой ночью в дом, находящийся в лесной глуши, где жил
лесник с женой и дочерью, постучали. Жена лесничего открыла дверь и увидела на
пороге трёх дам. Их лица закрывали тёмные вуали.
- Мы Богатство, Удача и Любовь, - сказали они. – Вы можете
впустить в свой дом только одну из нас. Решите, кого вы хотите видеть в своём
доме. Жена лесничего попросила их немного подождать: “Я должна с семьёй
посоветоваться”. Во время семейного совета она сказала:
- Я впустила бы Удачу, ведь она нам поможет наладить наши
дела.
Лесничий изъявил желание впустить в дом Богатство:
- Оно решит все наши финансовые проблемы, ведь нам так трудно
живётся. Услышав это, дочь взмолилась:
- Давайте впустим любовь! Это – моя мечта!
Отец и мать, пошептавшись, решили, что они своё уже отжили, и
если уж дочь мечтает о любви, то пусть хотя бы она будет счастлива. Жена
лесничего открыла дверь дома и объявила дамам своё решение:
- Пусть войдёт Любовь.
Любовь вошла в дом, и в нём стало невероятно светло, как
днём. А вслед за ней, взявшись за руки, в дом вошли Богатство и Удача.
Я желаю вам всем, чтобы в вашем доме навсегда поселилась
любовь!
Консультация для родителей.
Будем мыслить вместе логически. Для
этого разберемся, что такое национально-региональный компонент в процессе ООД –
организованной образовательной деятельности.
Итак, современные образовательные
программы обязательно включают региональный компонент в процесс обучения,
развития и воспитания для реализации принципа целостности и интеграции
дошкольного образования с учетом этнокультурных, климатических, географических,
исторических особенностей конкретного региона. А реализуется этот компонент
через разнообразную деятельность детей в ДОУ.
Региональный компонент состоит из трех
направлений: изучение этнокультуры своего края, второго национального языка и
истории региона.
Рассмотрим виды деятельности, через
которые реализуется национальный компонент:
· Игровая деятельность –
тематические национальные сюжетно-ролевые игры;
· Изобразительная
деятельность – лепка, рисунок, аппликация с национальными мотивами и
вступительными беседами соответствующей тематики;
· Физическая культура –
подвижные народные игры;
· Специальные
мероприятия: праздники, утренники, гулянья с национальным уклоном;
· Познавательная
деятельность: экскурсии, посещение музея, выставок народного искусства;
· Образовательная и
развивающая деятельность – беседы, чтение художественной литературы на тему
истории, культуры, языка региона, пальчиковые народные игры, потешки, стихи;
· Музыкальные занятия –
разучивание народных песен, танцев, знакомство с этноинструментами.
Из этого следует, что региональный
компонент не осуществляется как обособленный вид совместной деятельности
воспитателя и дошкольников, а как постоянный элемент образовательного процесса.
Допустим, лепка национальной игрушки, рисование узора рушника, аппликация
народный кувшин – это и есть реализация национального компонента.
А перед занятием мы делаем вводную
беседу, в которой знакомим деток с каким-либо аспектом национальной культуры,
истории. Что касается изучения второго национального языка, то для этого есть
специальные программы. Честно, я не очень компетентна в этом вопросе. Возможно,
помимо ежедневной деятельности по обычной программе, на изучение родного языка
отводится дополнительное время.
Комментариев нет:
Отправить комментарий