Солоухин Владимир Алексеевич: советский писатель и общественный деятель из села Алепино Собинского района
(14 июня 1924, с. Алепино, Владимирская губерния )
Родился в крестьянской семье. После
окончания школы учился во Владимирском механическом техникуме, получил
специальность механика-инструменталиста. Во время Великой Отечественной войны
служил в войсках особого назначения, охранявших Кремль.
С 1946 начал печатать стихи (первая публикация —
стихотворение «Дождь в степи» в «Комсомольской правде»), которые писал со
школьных лет.
В 1946-51 учился в Литературном институте им.
М.Горького.
В 1952 вступил в КПСС.
После окончания института работал разъездным
корреспондентом-очеркистом, писал репортажи о поездках по стране и загранице.
Первый сборник стихов Солоухина «Дождь в степи» (1953) написан в традиционной
манере. Критика отмечала в стихах «тонкую прелесть образа». Выходят сборник
«Разрыв-трава» (1956), «Ручьи на асфальте» (1958), «Журавлиха» (1959) и др. В
ранней лирике обнаруживается стремление к постановке таких проблем, как Родина,
ее историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Гражданская позиция
автора выявляется в стихах, содержащих раздумья о смысле жизни, о
взаимоотношениях поэта и народа («Партийный билет», 1948; «Колодец», 1952, и
др.). В стихотворении «Разрыв-трава» (1956) поэт отстаивал свое право на
личностное видение мира. Раздумьям о человеке в лирике Солоухина сопутствовала
тема красоты земли («Жители земли», 1951). В сборнике «Как выпить солнце»
(1961) Солоухин перейдет к белому стиху и верлибру, откажется от рифмы и
размера (позднее в книге «Венок сонетов» (1975) он вновь вернется к нормативной
поэтике).
Лирика Солоухина этих лет все больше приближалась к
прозе. От очерковых книг о проблемах сельского хозяйства («Рождение
Зерно-града», 1955; «Золотое дно», 1956) Солоухин шел к очеркам о зарубежье «За
синь-морями» (1956), обернувшимся повышенным интересом к собственной земле.
В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по
владимирской земле. Написанные на основе реальных впечатлений лирические
повести «Владимирские проселки» (1957) и «Капля росы» (1960) принесли ему
широкую известность. «Владимирские проселки» — это сорок дневниковых записей,
сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной
деревни Алепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного
крестьянского мальчика» (Работа. М., 1966. С.19). Солоухин считал, что как в
капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить
нечто, характерное для всей России. Возрожденная Солоухиным форма повествования
от первого лица «вписывалась в эпоху своей... обнаженной исповедальностью,
резкой принципиальностью в обозначении позиции»,— писал Цветов (Капля росы. П.,
1983. С.329). Повествователь подвергался самотипизации, становился лит.
образом, в котором угадывались черты современника. В предисловии к первому
сборнику прозы Солоухина Л.М.Леонов назвал автора «одним из интереснейших
современных наших писателей второго поколения» и выразил надежду, что он «еще
не раз впереди одарит нас умнейшей зрелой прозой, глубокой и звонкой
стихотворной строкой» (Лирические повести. М., 1961. С.3-4).
Значительное место после лирических повестей в
творчестве Солоухина заняли нашумевшие в ту пору острополемичные
художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966),
«Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты
острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины.
Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни,
Солоухин ставил и разрабатывал проблемы его взаимодействия с землей, природой,
культурой, наследием прошлого. Традиционная для Солоухина тема «уважения к
преданию» стала основой книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение
времени (Письма из разных мест)» (1988). В последней писатель делился своими
раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся
деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Р.Державина — Званке,
о блоковском Шахматове, Оптиной пустыни, связанной с именами Гоголя,
Достоевского, Толстого). Солоухин призывал к действенному изменению
создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам
старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных досках», «Письмах из Русского
музея», а также в «Славянской тетради» (1965) формировалась солоухинская
«философия патриотизма». Главная мысль художественно-публицистических книг
Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед
грядущими поколениями.
Сама жизнь, логика творческого развития писателя
привели к созданию произведений, где уяснялось разнообразие законов природы,
многообразие связей человека с миром: «Дом и сад» (1963) — об истории
перестройки дома и закладки сада; «Григоровы острова» (1963) — о приобщении
героя-повествователя к подледному лову рыбы; «Третья охота» (1967) — о
«смиренной охоте брать грибы» и «Трава» (1972) — о флоре средней полосы России.
Они были созданы в период интенсивного и целенаправленного изучения Солоухиным
трудов А.Брема, К.Тимирязева, Н.Золотницкого и др. В солоухинских записках
соединились полярные повествовательные манеры — научные и художественные,
породив особую стилистику «Травы» и «Третьей охоты». Этими произведениями
Солоухин пытался возродить утерянную способность удивляться чуду природы. Одновременно
с «Домом и садом», «Третьей охотой» С. создал рассказы, где преобладает
аналитическое начало («Летний паводок», «Зимний день», «Кувшинки», «На лыжне»).
Пафос последнего рассказа — в утверждении обогащающего воздействия природы на
человека, в развенчании бессмысленности самоцельных нагрузок. В этом ряду —
повесть «Прекрасная Адыгене»(1973).
В конце 1950-х — в 1960-е Солоухин широко обращался к
малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины
человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные
нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в
совр. мире.
Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) — первый
опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой
— деревенский парень, сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице. Он
поступает в Литературный институт им. М.Горького, попадает в необычную среду.
Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта.
Душа Золушкина искала простоты и естественности отношений. Солоухину важно было
показать в герое рождение художника.
Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от
первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из
пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д'Арк»
положены на музыку. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно
уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа,
новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), поэмы, романа,
киносценария.
Комментариев нет:
Отправить комментарий