Содержание
экологического паспорта МБДОУ.
1.
Экологическая ситуация района ……………………………………….. стр. 3
1.1.
Общая характеристика района …………………………………….. стр. 3
1.2.Характеристика
непосредственного окружения детского сада …….. стр. 3
2. Характеристика территории дошкольного
учреждения ……………... стр. 3 2.1. Общие данные ………………………………………………………….
стр. 3
2.2.
Содержательная характеристика территории учреждения …………. стр. 3
2.2.1.
Растительный мир …………………………………………………….стр. 4
- деревья,
- кустарники,
- травянистые растения.
2.2.2.
Животный мир: ……………………………………………………….стр. 6
- животные,
- птицы,
- насекомые.
2.2.3.
Почва …………………………………………………………………..стр. 7
2.3.
Зонирование территории ……………………………………………….стр. 7
2.4.
Загрязнение территории ………………………………………………..стр. 8
3.
Оформление помещения …………………………………………………стр. 8
3.1.
Характеристика здания и помещений ………………………………...стр. 8
3.2.
Уголок природы ……………………………………………………….. стр. 8
4.
Влияние ДОУ на окружающую среду …………………………………..стр. 9
5.
Программы, методические пособия и литература ……………………...стр. 10
6.
Условия для исследовательской и трудовой деятельности в природе ...стр. 10
7.
Выводы и рекомендации ………………………………………………….стр. 11
8.
Приложения:
8.1.
План территории МБДОУ.
8.2.
Растительный мир:
- деревья,
- кустарники,
- травянистые растения.
8.3.
Животный мир:
- животные,
- птицы,
- насекомые.
8.4.
Почва.
1.
Экологическая ситуация района.
1.1
Общая характеристика района.
Местонахождение
дошкольного учреждения: Владимирская область, Собинский район, п. Ставрово, ул.
Юбилейная, д. 6-а.
Экологическая
обстановка в районе, где расположен ДОУ характеризуется как удовлетворительная. Промышленные предприятия посёлка находятся
на достаточном отдалении от территории детского сада. Транспортные дороги,
проходящие рядом с детским садом являются второстепенными. По периметру расположения
автодороги проходит полоса зелёных насаждений, предохраняющих территорию детского
сада от проникновения выхлопных газов проезжающего мимо транспорта.
Состояние здоровья
детей ДОУ.
По
медицинским показаниям состояние здоровья у воспитанников детского сада в целом
удовлетворительное. Основное распространение
имеют сезонные заболевания, такие как ОРЗ и ОРВИ.
1.2.Характеристика
непосредственного окружения детского сада.
ДОУ
расположен в жилом секторе посёлка, в ближайшем окружении находятся детский сад
№5, школа, магазин, подъездные дороги к жилым домам и к детскому саду. Главными загрязняющими объектами является близкое
расположение подъездных дорог.
По
периметру ограждения детского учреждения с наружной проходит санитарная зона в
виде зелёного газона, и полоса лиственных деревьев с внутренней стороны.
2. Характеристика территории дошкольного учреждения.
2.1
Общие данные.
Общее
количество детей, посещающих детский сад -154 ребёнка.
Общее
количество персонала - 34 сотрудника.
Количество групп
- 6, из них - 2 группы раннего возраста, младшая, средняя, старшая,
подготовительная к школе группы.
Кадровый
состав МБДОУ: заведующая, старший воспитатель, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели, младшие воспитатели.
Детский сад
построен в 1974 году.
Общая площадь
территории детского сада - 1016 кв.м.
Общая площадь
здания – 882,8 кв.м.
Площадь хозяйственной территории - 455 кв.м.
Территория
учреждения сформирована в соответствии с картосхемой, где есть спортивная площадка,
игровые площадки для каждой группы с отдельным входом. Территория
детского сада ровная. Все площадки оборудованы верандами для прогулок в
ненастную погоду, а также игровым оборудованием, выполненным из экологически
чистого материала, в основном из дерева хвойных и лиственных пород. Игровые площадки разделены между собой
декоративным деревянным забором, высотой 0,5 метра, вдоль которого высажена живая
изгородь из растений кустарниковых пород.
На каждом участке имеются небольшие цветочные клумбы, оживляющие и
украшающие не только общий, но и индивидуальный
ландшафт каждого участка. По периметру
здания разбиты цветочные клумбы. Подходы к зданию и игровым площадкам имеют асфальтное
покрытие. Растущие на территории детского сада деревья создают благоприятный
микроклимат для прогулки детей в летний период года. При оформлении участка зелёными посадками учитывалось
сохранение светового режима. Затененность территории сада средняя. Среди
деревьев преобладают лиственные породы, а значит весной и зимой на участках
много света, а летом кружевная затененность защищает детей от прямых лучей
знойного солнца. Вся территория детского сада огорожена деревянным забором
высотой 1,5 метра. В тёмное время года
близлежащая к зданию территория освещена с двух сторон прожекторами.
В
ДОУ имеется поливочный шланг, что позволяет использовать его для полива
растений. При сухой и жаркой погоде проводится полив территории 2 раза в день.
Ежегодно,
весной, на игровых площадках проводится смена песка. Вновь завозимый песок
соответствует гигиеническим нормативам по паразитическим, микробиологическим,
санитарно-химическим, радиологическим показателям. В отсутствии детей песочницы
закрываются плёночным укрытием.
В непосредственной близости от ДОУ нет промышленных
предприятий, за территорией детского сада расположена аллея с зелеными
насаждениями, представляющая интерес с точки зрения экологического образования
и улучшения состояния здоровья детей.
2.2
Содержательная характеристика территории учреждения.
2.2.1.
Растительный мир.
Схема посадок
видового состава деревьев, кустарников, цветов на территории участка
детского сада выполнена с учётом программных требований по экологическому воспитанию
детей. Присутствие на участке различных жизненных форм растений даёт воспитателям
возможность проводить на открытом воздухе разнообразные экологические занятия. Деревьев на участке много, их возраст - 20-40
лет, все они находятся в хорошем состоянии. Во избежание травм среди детей
низкорастущие сучки и ветки удалены до безопасного расстояния. Видовойсостав деревьев:
- берёза,
- рябина обыкновенная,
- клён,
- сосна,
- осина,
- ель,
- туя западная,
- кедр,
- тополь
серебристый,
Фруктовые деревья:
- яблоня,
- вишня.
- сирень обыкновенная,
- спирея
(майский куст,
- акация жёлтая,
- снежноягодник,
- шиповник.
Культурные
травянистые растения присутствуют в оформлении клумб,
рабаток, газонов:
• многолетние
декоративные цветы на клумбах:
- рудбекия
- очинок,
- дубок,
хризантема
- хост,
- ландыш,
- ирис,
• луковичные:
- нарцисс,
- тюльпан,
- крокус,
• однолетние
декоративные цветы на клубах (меняются ежегодно, предпочтение отдаётся цветам
без сильно выраженного запаха):
- сентябринка
белая, розовая, голубая,
- ромашка,
- цинния разных
сортов и цветов,
- кохия.
- крапива двудомная,
- ромашка пахучая,
- подорожник большой,
- одуванчик лекарственный,
- лебеда раскидистая,
- пастушья
сумка,
- сурепица обыкновенная,
- лапчатка гусиная,
- донник белый,
- жёлтый,
- звездчатка средняя,
- клевер луговой,
- спорынья пурпурная,
- спорыш,
- овсяница,
- подорожник,
- цикорий,
- фиалка лесная,
- тимофеевка,
- лопух,
- медуница,
- клевер.
- белый гриб,
- подберёзовик,
- свинушка
(дарьюшка),
- маслёнок,
- сыроежка,
- волжанка,
- коноцибе,
- бледная
поганка,
- мухомор.
На
территории ДОУ представлены различные виды растений: деревья, кустарники,
травянистые растения, что дает воспитателям возможность проводить разнообразные
занятия по ознакомлению детей с природой, организовывать
физкультурно-оздоровительную работу на свежем воздухе.
2.2.2. Животный
мир.
Животный
мир на территории детского сада в разное время года представлен самыми разнообразными
обитателями. Самое благоприятное время
для изучения местной фауны - весна, лето, осень, где дети имеют возможность вести
наблюдение за самыми разнообразными её представителями. Разнообразен в летнее время мир пернатых. Для
изучения пернатых в зимнее время на участках вывешивают кормушки самых
разнообразных конструкций. Ежедневно в кормушки насыпается корм, которым
лакомятся зимующие птицы. На территории детского сада имеются скворечники, выполненные с помощью
родителей. На берёзах в весеннее время грачи вьют гнёзда.
На территории
детского сада встречаются:
Млекопитающие:
- кошки,
- ежи.
- лягушки,
- ящерицы.
- галки,
- воробьи,
- синицы,
- снегири,
- голуби,
- свиристели,
- вороны,
- сороки,
- совы,
- трясогузки,
- дятлы,
- ласточки,
- скворцы.
- различные виды
бабочек,
- жуки (божьи
коровки, жужелицы, майский жук, жук-носорог),
-
клопы-пожарники,
- мухи,
- комары,
- пчёлы,
- осы,
- шмели,
- муравьи,
- пауки,
- стрекозы,
- кузнечики.
Перечень
обитателей не полный. Животный мир требует дополнительных исследований.
2.2.3.
Почва.
ü
глинистая почва,
ü
песчаная почва,
ü
супесчаная почва,
ü
суглинистая почва.
Благоприятному
росту и здоровому виду растений способствуют
натуральные супесчаные и суглинистые почвы. Опадающая и перегнивающая
листва является натуральным естественным удобрением. Для игровых целей на участки завозится экологически
чистый песок. Территория, где дети ежедневно гуляют, имеет плотный песчаный
грунт, вытоптанный до 2О%. Уплотнение
грунта можно наблюдать также вблизи деревьев, где часто играют дети. Там, где разбиты клумбы, рабатки, газоны,
овощные грядки, почва рыхлая, мягкая.
Для улучшения структуры и плодородности почвы к основному, естественному
составу добавляется привозной торф, песок, а также перегной листьев.
2.3. Зонирование территории.
В
зависимости от использования вся территория детского сада разделена на зоны. Для
успешного экологического развития детей воссоздан уголок нетронутой природы, где
растут деревья и растения лесов средней полосы.
На данном участке воссоздан естественный биологический ритм жизни растений
и насекомых. Травы на участке сохраняются до полного вызревания, экологическую
чистоту почвенного покрова помогают сохранять различные виды жуков и муравьёв.
На территории есть зона, где дети с помощью взрослых могут посадить цветочные
или овощные растения, ухаживать за ними в период вегетации, цветения, созревания.
Всё, что создано на участках бережно сохраняется. На территории создан уголок природы «В гостях у Петровича», в котором имеются
объекты: мини-огород, цветник, мини-пруд, мельница, пугало. Наблюдения, игры,
трудовая деятельность в этом уголке способствуют формированию экологической
культуры дошкольников, положительных взаимоотношений между детьми.
2.4. Загрязнение территории.
Запыленность территории низкая, так как
автодороги не являются центральными и отделены от нее деревьями, но иногда
возможно попадание вредных веществ (твердых и газообразных). Деревянный забор
пропускает пыль, снег, шум.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
На территорию заезжают легковые и грузовые машины, привозящие продукты. В результате асфальт иногда загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение кухни.
Ветровой режим благоприятный, так как участок со всех сторон окружен высокими зданиями и деревьями, смягчающими порывы ветра.
На территорию заезжают легковые и грузовые машины, привозящие продукты. В результате асфальт иногда загрязняется бензиновыми пятнами, но хозяйственная зона располагается со стороны входа в помещение кухни.
Территория в
целом чистая. Ежедневно уборку территории утром за 1-2 часа до прихода детей и
по мере загрязнения проводит штатный дворник. В хозяйственной зоне оборудована
площадка для сбора мусора на расстоянии 20 м от здания и установлены контейнеры
с крышками, очистку которых производят коммунальные службы.
3.
Оформление помещения.
3.1. Характеристика здания
и помещений.
Здание кирпичное.
Этажность здания - 2. Общая площадь здания - 1182кв. м.
Помещения для занятий: музыкально-физкультурный зал, психологический кабинет, групповые комнаты.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по образовательным областям (физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие). В холле имеется экологический информационный стенд, на которой размещена информация, рисунки экологической направленности. В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины. При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски, синтетические ковры.
Помещения для занятий: музыкально-физкультурный зал, психологический кабинет, групповые комнаты.
В помещениях групп существует разделение на зоны: выделены зоны по образовательным областям (физическое, художественно-эстетическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие). В холле имеется экологический информационный стенд, на которой размещена информация, рисунки экологической направленности. В оформлении групповых помещений и коридоров используются рисунки и поделки детей, фотографии с природой родного края, живые растения, натуральные камни, картины. При оформлении внутренних помещений использованы акриловые краски, синтетические ковры.
Для отделки
здания применялись экологически чистые природные материалы и в небольшом
количестве синтетические материалы, разрешенные санитарными органами для
использования в детских учреждениях.
3.2. Уголок природы.
Во всех группах организованы уголки природы. В них имеются комнатные
растения в соответствии с программными требованиями.
Наиболее распространенные
растения:
- хлорофитум,
- традесканция,
- фиалки,
- бальзамин,
- герань,
- бегонии.
Животных в
уголке природы не содержится, так как не позволяют условия для содержания
животных, нет отдельного помещения. Знакомим детей с обитателями, используя презентации.
Создан действующий мини-огород на окне. Имеется оборудование и учебные материалы:
ракушки, семена, кора, листья различных деревьев, коллекция камней,
дидактические пособия.
4.
Влияние ДОУ на окружающую среду.
Отходы.
В день
выбрасывается приблизительно 20 кг отходов. В детском саду 4 вида отходов:
листва, бытовой мусор, жидкие сточные воды, пищевые отходы. Листва, бытовой
мусор и пищевые отходы собираются в мусорные баки, находящиеся в стороне от
игровых зон. Жидкие отходы сбрасываются в специально оборудованную сливную яму
и откачиваются по мере наполнения.
Отопление.
В детском саду
имеется централизованное отопление. На зиму производится утепление окон и
дверей во всех помещениях. Регулирование теплового режима осуществляется путем
проветривания (сквозного и углового).
Химические вещества.
В детском саду
используются следующие химические вещества:
- мыльно-содовый раствор,
- чистящее средство типа «Пемолюкс»,
- жидкое мыло для мытья посуды типа
«Капля»,
- стиральные и моющие средства для
стирки белья,
- лаки и краски, растворители для
покраски,
- хлорсодержащее вещество - хлорамин для
дезинфекции.
Борьба с
грызунами и тараканами производится районной ДЭЗ-станцией. Электроэнергия.
Электроэнергия
поступает по линиям электропередач. В детском саду используются
энергосберегающие и люминесцентные лампы. Ведется строгий учет расходования
электроэнергии. Детским садом используется 160-200 кВт/ч в месяц.
Вода.
Вода поступает
централизованно. В МДОУ установлен водяной счетчик, по которому ведется расчет
за использованную воду. Детский сад в месяц потребляет 60-90 м3 воды. Вода
используется как средство гигиены (закаливающие процедуры, мытье рук до и после
еды, по мере загрязнения) и полива растений в теплый период года. В летний
период расходуется большее количество воды, так как увеличивается расход воды
на гигиенические цели, на полив территории и уборку веранд. Оплату за воду
осуществляет детский сад регулярно через централизованную бухгалтерию. Санитарно-техническое
оборудование находится в удовлетворительном состоянии. Утечки воды в детском
саду нет, все краны в исправном состоянии.
5.
Программы, методические пособия и литература.
-
ООПДО МБДОУ,
- От
рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования /
Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.:
Мозаика-Синтез, 2015.
-
Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез,
2015.
- Дыбина
О. В. Ребёнок и окружающий мир. - М.,
Мозаика-Синтез, 2008г.
- Николаева
С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -Новая школа.
- Николаева
С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - Москва.Просвещение.2002.
- Николаева С.Н. Создание
условий для экологического воспитания детей. Москва. 1993.
- Николаева С.Н. Как
приобщить ребёнка к природе. - Москва. 1993
- Бондаренко Т.Б. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж ,2002 г .
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки. Экологические
рассказы, сказки и праздники». Москва 2002.
-
Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Волшебница вода». М., 1997 г.
- Рыжова
Н.А. «Педагогические модели организации экологического образования в ДОУ». -
ж// Дошкольное воспитание, 2000 г. № 9 с. 40.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для
детей: учебно-метод. пособие для воспитателей детских садов. – Мню: «Асар»,
1997.
- Коломина Н.В. Воспитание основ экологической
культуры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Дидактические
материалы:
- лото: «Где что растет», «Времена года», «Что за птица»,
«Какое время года», «Вершки и корешки», «Зоологическое лото», «Кто где живет?», «Ассоциации»,
- экологические игры: «Четвертый лишний»,
«Найди по описанию», «Лесная школа», «Садовод», «Как зовут тебя, деревце?»,
«Дары природы», «Зверята», «Найди лишнего», «Собери картинку», «С какого дерева
листок», «Лишний предмет», «Грибы, овощи, фрукты»,
- аудиозаписи «Голоса птиц»,
- презентации «Природа нашего края», «Животный
мир», «Наши друзья», «Как ухаживать за растениями» и др.
6. Условия для
исследовательской и трудовой деятельности в природе.
Работа в природе является наиболее ценным видом трудовой деятельности,
доступным дошкольникам.
В детском саду созданы условия для развития экологической культуры детей,
имеются объекты живой и неживой природы, огород, сад, цветники, лужайки с лекарственными
растениями.
Природная среда создает условия для эстетического восприятия окружающего
мира и становления начал созидательной деятельности детей.
Трудовое воспитание детей начинается с уголка природы в группе, где
высаживаются различные материалы для наблюдений и опытов – дети учатся
элементарным способам ухода за растениями, дети наблюдают, сравнивают, ставят
эксперименты. Весной, работа переносится на групповой участок. На территории
детского сада дети принимают активное участие по уходу за растениями. На
огороде дети совместно с педагогами выращивают некоторые овощи и зелень.
Осуществляется уход за цветами на клумбах. Работая на участке, дети знакомятся
с выращиванием растений и правилами ухода за ними, узнают последовательность их
развития, овладевают целым рядом практических трудовых навыков. Воспитателями
группы постоянно проводится работа по расширению видового состава культурных,
цветочных, плодово-ягодных растений.
Структурными компонентами поисково-исследовательской деятельности
являются: наблюдение, поэтапное фиксирование результатов, сопоставление
результатов исследовательского и контрольного материала с помощью разнообразных
методов и приемов. Для этого в группе имеются:
1. Картина сезона, модели года, суток.
2. Календарь наблюдения за погодой на каждый месяц, где дети схематично
отмечают состояние погоды на каждый день.
3. Календарь наблюдения за птицами – ежедневно схематично отмечают птиц,
которых видели на участке, птиц, которые прилетали к кормушке.
4. Дневник наблюдений – зарисовывают опыты, эксперименты, наблюдения.
5. Картотека загадок по темам: «Явления природы», «Животные», «Цветы»,
«Грибы», «Времена года», «Листья и трава», «Деревья», «Ягоды и фрукты».
6. Устраиваются выставки поделок из природного материала, овощей и
фруктов.
7. В книжном уголке ведётся подбор экологической литературы.
8. Имеется большой выбор дидактического материала. Проводятся
экологические игры.
9. Проводятся выставки рисунков детей по теме «Природа в разные времена
года».
В детском саду проходят
экологические праздники и экологические развлечения, проводятся экологические
викторины, систематически по учебному плану проводятся занятия по формированию
экологической культуры у дошкольников; на прогулках ведутся наблюдения,
проводятся экскурсии, целевые прогулки на территории детского сада. ДОУ
взаимодействует с поселковым краеведческим музеем, детской библиотекой, больницей,
школой.
7. Выводы и рекомендации.
Территория
детского сада достаточно хорошо ухожена. Растительный покров на территории
достаточно разнообразен и может активно использоваться в целях экологического
образования. Внутреннее оформление детского сада производит благоприятное впечатление.
В помещениях есть необходимые условия по уходу за растениями, но отсутствуют
условия по уходу за животными. В МБДОУ в основном используются ковры из
полимерных материалов, недостатком которых является образование на их
поверхности электростатических разрядов. Это приводит к притягиванию пыли к
ковру и ухудшает гигиенические условия в помещении. Кроме того, при хождении по
таким коврам происходит механическое истирание и разрушение синтетического
волокна и образование мельчайших ворсинок, которые поступают в воздух комнаты и
могут попадать в верхние дыхательные пути.
В дальнейшем необходимо
продолжить работу по созданию экологической среды МБДОУ:
- обновить оформление клумб у входа в
здание,
- заменить имеющийся забор,
- разработать и оборудовать
экологическую тропу,
- подобрать и разработать методическое
обеспечение для работы на экологической тропе,
- создать уголок для животных,
- составить списки имеющихся комнатных
растений и животных с рекомендациями по уходу и использованию в целях
экологического образования,
- стараться не использовать ковры из
полимерных материалов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий